Библиотека



Чтение – дело семейное
  Обрати же своё сердце  к книгам… 
                                 
   О, если бы я мог заставить тебя






  полюбить книги, если бы я мог   

  показать тебе их красоты!

(Кхроди. Из наставления древнеегипетского чиновника сыну)






Актуальность

Не секрет, что за последние два десятилетия резко упала читательская активность детей и молодежи. Сначала врагом чтения называли телевизор, а сейчас – врагом номер один стал компьютер.
   Чем же так страшна утрата в потребности в чтении?
    Во-первых, обедняется словарный запас, понижается уровень интеллектуальных и познавательных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс вхождения молодого человека в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями. В-третьих, «нечитающие» дети, вырастая и становясь родителями, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений. В-четвертых, развивающаяся на базе детского «нечтения» неграмотность взрослых приводит зачастую к несчастным случаям, а порой к гибели людей.
     Уметь читать - не значит глубоко понимать прочитанное, вникать в смысл текста. Таким образом, от состояния чтения, читательской активности в обществе зависит духовное здоровье нации, развитие формирующейся личности.
   Почему одни дети читать любят, а другие не любят?
   Что такое любовь к чтению?
   Почему учащиеся обращаются к книгам главным образом по заданию?
   Почему есть дети, которые читать умеют, но не хотят?
   Где мы потеряли юного книголюба?
Прежде всего, в семье! Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребенка. Школьная библиотека и учителя начальной школы стремятся оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитанием интереса и любви к чтению, начиная с первого класса.  Поэтому и был разработан проект семейного чтения « Чтение – дело семейное»



Цели проекта:

- объединение усилий педагогического коллектива, школьной библиотеки, семьи в формировании у ребенка потребности в чтении;
- возрождение традиций семейного чтения: бережного отношения к семье, книге, слову.


Задачи проекта:

- организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”
- повышение культуры чтения;
- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- соблюдение норм информационной избирательности, этики, этикета.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (организационный)

·        анкетирование родителей и учащихся;
·        отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;
2. Основной
·        организация совместной работы учителя начальных классов, библиотекаря, психологической службы, учителей-предметников
·        выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями;
·        информационно-выставочная работа: разработка и оформление книжных выставок; буклетов; рекомендательных списков;
·        организация массовых программ и творческих работ для всей семьи;
3. Завершающий
·        анализ достигнутых результатов и выявление возможных проблем;
·        отчет по проекту на МО классных руководителей;
·        определение дальнейших путей сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”.


Планирование деятельности

Условия решения поставленных задач
Сроки
Ответственные
Подготовительный этап
  
      1.  Мониторинг (анкетирование)    обучающихся и их родителей
·        Анкета для родителей «Какие мы читатели?»
·        Анкета для обучающихся «Чтение в моей жизни и в моей семье»

   2..  Работа по самообразованию. Изучение опыта работы коллег по теме проекта

  3. Изучение эмоционально-духовного   климата семьи, как первичной ячейки начального звена образования






Сентябрь

Сентябрь


Сентябрь,
октябрь


октябрь


Педагог, психолог






Педагог, библиотекарь


Педагог
Организационный этап
1.     «Проблемы детского чтения» - выступление на заседании МО классных руководителей

2. Беседа с родителями
    "Как выбрать книгу для ребенка"

      3.   Родительское собрание
       «Как  приобщить ребенка к    чтению»

4.   Классный час «Любимые книги     нашей семьи»

5.     «По страницам любимых книг» конкурс рисунков

6.     Оформление книжной выставки «Мы вам советуем прочесть», «Читаем всей семьей»

7.     Оформление памяток для родителей и обучающихся

8.     Конкурс семейных команд   
«Прочитали и узнали»     


Ноябрь



Декабрь


Январь

Ноябрь


Январь


Декабрь



Декабрь


Май



Рук. ШМО



Библиотекарь


Кл. рук., психолог

Родители, педагог


Учитель ИЗО


Библиотекарь



Библиотекарь


Соц. Пед.
Оценочно-рефлексивный этап

     1.  Роль школьной библиотеки
      в     развитии   чтения обучающихся:            
      анкетирование родителей, сбор    
      отзывов
2. Развитие интереса к чтению
младших    школьников. Выступление на МО, семинаре
3.Отчет по проекту.


Март



Апрель


Май


Библиотекарь



Педагог


Библиотекарь
Педагог



Для успешной реализации проекта необходим постоянный мониторинг, который позволил бы увидеть объективную картину чтения в семьях наших учащихся. Было проведено первичное анкетирование. В опросе приняли участие родители учащихся 2-х, 4-х классов. Опрошено 14 родителей. На вопрос "Хотите ли вы, чтобы ваши дети любили читать?" "да" ответили почти все. Мы задали родителям вопрос: "Почему нужно читать?" Большинство родителей считают, что читать их детям нужно в первую очередь для общего интеллектуального развития, получения информации и формирования конкретных умений и навыков. Печально, но чтение для удовольствия - только на четвертом месте. Не в этом ли кроется причина того, что дети не любят и не хотят читать? Что читать можно просто для души.
На вопрос "Читаете ли вы своему ребенку?" во втором классе "Да" ответили 80% опрошенных, 10% читали до 7 лет, 10% - до 6 лет. В четвертом классе количество родителей, читающих своим детям, уменьшилось в два раза. Об этом замечательно написал французский писатель и педагог Даниэль Пеннак: "Мы, приучив малыша слушать наше чтение, очень рано оставляем его один на один с книгой, в которой он еще с трудом складывает буквы. И все волшебство пропадает. Книга из друга превращается во врага".
Анкетирование показало, что многие родители затрудняются с ответом на вопрос "Какие книги, по Вашему мнению, необходимо прочитать Вашему ребенку?" Парадоксально, но почти никто из опрошенных не вспомнил здесь любимые книги своего детства, хотя, отвечая ниже на вопрос "Какие художественные книги, прочитанные в детстве, Вы помните до сих пор?", многие называли произведения Гайдара, Купера, Дюма. Между тем на вопрос о круге чтения нынешних школьников трудно ответить даже специалисту. Если с литературой для начальной школы дело обстоит более-менее благополучно - там есть Н. Носов, В. Драгунский, Э. Успенский, А. Усачев, - то в выборе литературы для подростков возникают определенные трудности. Время требует новой литературы, новых книг. Издательства наперебой предлагают свою продукцию. Среди яркого, пестрого многообразия книг нелегко выбрать хорошую книгу.  Но зачастую, прежде чем ориентировать, необходимо убедить мам и пап в актуальности проблемы детского чтения, показать значимость семейных вечеров с книгой, пробудить желание духовного взаимодействия с детьми в процессе чтения.
       Для решения этих задач мы используем различные формы работы. Начать решили с выступлений на родительских собраниях. В октябре мы встречались с родителями учащихся 2-х, 4-х классов, представили наш проект семейного чтения, ознакомили их с результатами анкетирования. Мнения были разные, но большинство родителей нас поддержало. Такие встречи должны стать регулярными.
      Вот какие примерные темы для бесед с родителями мы запланировали: "Как читают наши дети", «Как приобщить ребенка к чтению", "Как выбрать книгу для ребенка", обзоры книг современных писателей. Как показывает опыт, в работе с родителями удобно использовать малые печатные формы - буклеты, рекомендательные списки.
Большое значение имеет совместная творческая интеллектуальная деятельность. Мы запланировали в рамках проекта провести несколько мероприятий, в которых участвовать будут дети вместе с родителями. Например, урок чтения для учащихся "Книги, которые читали родители в моем возрасте", конкурс семейных команд     «Прочитали и узнали», классный час с привлечением
   родителей «Книги на все времена», «По страницам любимых книг»- конкурс рисунков.
    Сейчас в библиотеке действует книжная выставка "Читаем всей семьей". Это выставка-хронограф, которая объединяет любимые книги разных поколений. При ее подготовке мы использовали материалы анкет. На заседании МО классных руководителей был рассмотрен вопрос:"Проблемы детского чтения".
Мы рассчитываем, что в ходе воплощения проекта у школьной библиотеки появятся новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличится число читателей, а школьная жизнь станет ярче и интересней.
Ожидаемые результаты:
·        создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе интереса к книге;
·        повышение культуры чтения: умение, желание и привычка читателя обращаться к книгам с разными целями и всякий раз осознавать цель чтения; умение выбирать нужную книгу и освоить их содержание на максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально высоким для него на данный момент результатом;
·        укрепление социальной роли книги и библиотеки;
·        повышение читательской активности;
·        раскрытие творческого потенциала обучающихся и родителей через совместную читательскую деятельность;
·        утверждение семейных чтений, как одной из форм семейного досуга;

        Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия     родителей и библиотеки в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
   Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.
      А самое главное в этом проекте – это то, что ребенок почувствует теплое плечо мамы, добрую руку папы и поймет, что он любим, объединила семью книга.

Список использованной литературы:
Журнал «Начальная школа» №2 2009г.
Журнал «Начальная школа» №1 2009г.
Журнал «Начальная школа» №5 2005г.
Журнал «Начальная школа» №2 2010г.
«Мудрость воспитания: Книга для родителей», «Педагогика» 1987г
«Родительские собрания в начальных классах». «Феникс» 2004г
Интернет-ресурсы

Приложение№1

Памятка для родителей.

Помните: чтение - это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам.
Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу.
Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
Зная рекомендательный список литературы, вы помогаете ребёнку подобрать книгу.
Начинать чтение книги с обложки и титульного   листа.
Своя собственная библиотека, пусть и небольшая, даёт возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к
чтению.
Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.
Воспитывать и приучать детей читать детские журналы.
Оказывать помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные
понравившиеся мысли, цитаты из прочитанного.
Приложение№2
Анкета для родителей.
1. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок любил читать?
да                    нет (почему?)                       все равно
2. Почему необходимо читать? (расположите ответы в порядке их значимости)
- для общего интеллектуального развития, получения информации;
- для формирования конкретных умений и навыков;
- для воспитания и формирования личности, познания и понимания мира, эмоционального развития;
- чтение как одна из форм проведения досуга;
- для получения удовольствия;
- как способ отвлечь ребенка от телевизора, компьютера.
3. Читаете ли Вы книги Вашему ребенку?_____ (читали раньше – до какого возраста?)________
4. Читает ли Ваш ребенок вне школьной программы?
5. Знаете ли Вы, что читает Ваш ребенок? (укажите)
________________________________________________________________________________________
6. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное (книги, статьи)?
7. Даете ли советы по выбору литературы для чтения?
 8. Какие книги, по Вашему мнению, необходимо прочитать Вашему ребенку?___________________

9. Есть ли у Вас домашняя библиотека?_______
10. Какие книги в ней преобладают? ___________________________________________
11. Как часто Вы покупаете книги? _____________________ в том числе Вашему ребенку?____________
12. Какие художественные книги, прочитанные в детстве, Вы помните до сих пор?
__________________________________________________
13. Как часто Вы читаете сами?
ежедневно                 часто             иногда                                    не читаю совсем
14. Ваши предпочтения в чтении? (поставьте +)
КлассикаПериодикаСпециальная литератураРелигиозная и духовная литератураДетективыЖенские романыФантастика и фэнтезиДругое (укажите)
Приложение №3
Список рекомендуемой литературы для семейного чтения
2 класс
Русские народные сказки
 Зарубежные народные сказки
 Бр. Гримм, сказки
 В. Драгунский "Денискины рассказы"
  Пантелеев "Честное слово
 Русские народные сказки
Сказки разных народов (бывших союзных республик)
 К. Чуковский (сказки)
 С. Маршак (стихи и сказки)
 К. Паустовский (рассказы)
Линдгрен «О Малыше и Карлсоне»
 С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
 А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
 В. Бианки «Лесная газета»
 Е. Пермяк «Торопливый ножик»
А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
 Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе»
 Р. Киплинг «Маугли», сказки и рассказы.
 Даль В. И. Старик-годовик. Девочка-Снегурочка. Лиса-лапотница.
 Андерсен Г. Свинопас. Гадкий утёнок. Дюймовочка.
 Бианки В. Плавунчик. Кто чем поёт. Красная горка. Аришка-трусишка.
Первая охота.
Дурова Наталья. Рассказы о дрессированных животных.
 Сладков Н. Всему своё время. Суд над декабрём. Лиса плясунья.
 Алексеев С. Рассказы на военную тему.
 Твардовский А. Рассказ танкиста.
4 класс
 Зарубежные народные сказки.
 П. Ершов "Конек - Горбунок"
А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
Р. Киплинг "Кошка, которая гуляет сама по себе"
П. Бажов "Каменный цветок"
 А.И. Куприн "Слон"
 А.П. Чехов "Каштанка", "Мальчики"
 Ю. Олеша "Три толстяка"
Стивенсон "Остров сокровищ", "Черная стрела"
 Бианки "Синичкин календарь", "Лесные происшествия" *
Гюго "Гаврош"
Скребицкий "Сказки следопыта", "Лесной голосок"
 Сладков "Бюро лесных услуг"
Пришвин "Кладовая солнца"
 Эсхил "Прометей прикованный"
Т.Янссон "Муми-Тролль и страшная комета", "Муми-Троль и шляпа чародея" "Волшебная зима", "Опасное лето", "В конце ноября"
 П. Бажов "Малахитовая шкатулка. Сказы"
 Э. Рауд "Новые приключения муфты, полботинка и меховой бороды

Комментариев нет:

Отправить комментарий